Парламент принял закон, изменяющий порядок судопроизводства

20.12.2011г., на базе законопроекта № 9535 парламент принял Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины" (относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства).

Согласно Закону, судья в хозяйственном процессе не может участвовать в пересмотре принятых при его участии судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Аналогичной нормой дополнили такжеГПК : судья, принимавший участие в разрешении дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, в пересмотре дела ВСУ, не может участвовать в рассмотрении заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам в этом деле.

Кроме того, в ХПКи ГПК закрепляется обязанность суда осуществлять привлечение к делу лиц (не являющихся сторонами в споре), если при принятии искового заявления, подготовке дела к слушанию или во время его рассмотрения будет установлено, что судебное решение может повлиять на их права и обязанности. Такие лица будут привлекаться к участию в разбирательстве дела в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

Среди прочего, вносятся также изменения в сроки исковой давности, закрепленныеГК. Так, исковая давность для требований о признании недействительными сделок, совершенных под влиянием насилия или обмана, и исковая давность для требований о применении последствий ничтожной сделки, согласно Закону, больше не относится к специальным срокам давности.

Из перечня исковых требований, на которые сейчас исковая давность не распространяется, исключены иски собственников (или иных лиц) о признании незаконным правового акта органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления, которым нарушено право собственности или иное вещное право.

Изменения коснулись истатьи 113 ХПК. На сегодняшний день статьей предусмотрено, что судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению, поданному в течение одного месяца со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения.

Эта норма дополняется положением о том, что заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 112 ХПК (в связи с появлением существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент рассмотрения дела) может быть подано не позже трех лет со дня вступления решения в силу.

Таким образом, фактически предлагается с истечением трехлетнего срока не учитывать эти вновь открывшиеся обстоятельства даже в тех случаях, когда они стали известны совсем недавно, и месячный срок с тех пор еще не истек.

Для органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора и других субъектов властных полномочий установлен предельный срок, с истечением которого апелляционная или кассационная жалоба не может быть принята к производству судом кассационной инстанции, независимо от уважительности причины пропуска срока для подачи.

Законом также изменен порядок решения вопросов о восстановлении сроков для подачи апелляционных и кассационных жалоб в гражданском и административном процессах, урегулированы и другие вопросы, связанные со сроками и порядком обращения в суды разных инстанции, а также деятельностью судов по рассмотрению дел, отнесенных к их юрисдикции.